Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1932
Өлчөмү
36х45
Номери
354-238ж
Поразительная по психологической задумке картина. Стоит у юрты женщина, глядит в пустоту, задумалась. Может она думает о своей жизни? Вспоминает женские обиды? Горюет о том, что не получилось, как хотелось? А может мечтает о своей семье, большой дружной, богатой. А может задумала что? Богопротивное? Фрейдистское? Работа сделана в примитивистском стиле, но большевистская идеология уже проникала в художественный метод и, согласно советской трактовке – это освобожденная женщина гор и она накануне гендерной революции в Кыргызстане. Женщина не в патриархальном ЭЛЕЧЕКЕ. В 1920-х годах в Кыргызстане женщины стали работать наравне с мужчинами. Трудиться в громоздких элечеках было непросто, и им на смену пришли платки. Поодаль сидит женщина постарше и ткет ковер с помощью кочевого приспособления, еще дальше видна фигура мужчины. Тропинка ведет к юртам. Вся сцена в тени заката. Цвета и освещение создают настроение ожидания, чувство тревоги усиливает беспокойное небо. Работа участвовала в первых выставках Союза художников Кыргызстана в 1934-36 годах.
(1891-1934)
Живописец. Организатор первых изокружков в республике. Принимал участие в организации Союза художников Киргизии. Его творческое наследие является одной из интересных страниц кыргызского изобразительного искусства в период его формирования. Родился в Вологде в 1891 году. В 1919 году поступил в Ташкентскую народную художественную школу, учился у А.В.Исупова и А.Н.Волкова. В 1921 году переехал в Пишпек (ныне г. Бишкек). Здесь он занимался живописью, сотрудничал с первыми кыргызскими газетами и журналами. В 1927 году создал при кыргызском институте просвещения художественную студию, просуществовавшую три года. В студии занималась одаренная кыргызская молодёжь, среди которых были: первый кыргызский художник Г.Айтиев, писатели К.Жантошев и С.Сасыкбаев. Работам Образцова свойственны острота композиционных решений и яркая декоративность цвета. В последние годы жизни художник вёл активную общественную деятельность. Был заместителем председателя Оргкомитета Союза художников Советской Киргизии. Он принял участие к подготовке первой Республиканской художественной выставки 1934 года. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева.