Этюд

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1960

Өлчөмү

9х25

Номери

14759-3410ж

Совсем маленький этюд, на таком не развернешься. Зачем делали такие маленькие работы? Это то, что в СССР называли «мотивом». Мотив, то есть мгновенное зрительное впечатление, которое хочется запомнить навсегда. И художник восклицает, как великий Иоганн Вольфганг фон Гёте: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». Но у Гете о смысле жизни! А художник берет кисть и торопится удержать миг. А отчего оно возникло? Прекрасное мгновение? От освещения? Ракурса? Состояния погоды? А может – просто от хорошего настроения! Или пищеварения? Многое еще неясного и не пережитого. И получается оттиск с реальности. Красивый оттиск. Но может он претендовать на звание самостоятельного художественного произведения? … Работа называется «Этюд». То есть, вспомогательный материал для будущих замыслов. Хотя найдутся и возражающие и скажут: «Этюд может стать полноценным художественным произведением, как, например, у импрессионистов». Да! Но с тех пор много воды утекло… Мне кажется, это вид на дальний берег Иссык-Куля. Четкие границы только у вершин, все остальное размыто в мареве. Небо теплое, бледно-желтое, такое бывает на закате. И снег на вершинах белый и теплый. Бледно-голубые горы, бледная охра осенней долины, бледная морская лазурь приближается к берегу. Марк Ротко сделал бы ровные горизонтальные полосы на огромном холсте в этих же цветовых отношениях и назвал бы их так: «Бледные: желтый, голубой, охра и зеленый». А может просто присвоил бы своему произведению номер. Но передалось бы это ощущение? Ощущение Золотого века кыргызской культуры, когда бледное – это не грусть, это светлое ожидание!


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.