Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1936
Өлчөмү
36х26,5
Номери
60-60ж
Дмитрий Владимирович Сарабьянов, известный советский и российский искусствовед, заметил: «…говоря о пройденном пути, особенно большое значение художник придает своим этюдам с натуры, выполненным в Киргизии во второй половине 30-х годов. Многие из них поражают и сегодня своей непосредственностью. В то время излюбленными «героями» Чуйкова становятся дети. … В этих произведениях художник как бы постепенно подходит к тому образу, который отольется в наиболее законченном виде в «Дочери Советской Киргизии», созданной в послевоенное время. Во всех этих этюдах и эскизах определяющей становится та нота бодрой поэзии счастья, которая и составит основное обаяние зрелых произведений Чуйкова. Когда смотришь на этюды 30-х годов, понимаешь, что художник был озабочен лишь одним: как можно более полно передать красоту окружающей его жизни. Настроение Чуйкова, быть может, как нельзя лучше раскрывают несколько фраз, написанных им в одном из газетных очерков 30-х годов. «Сверкает красками и солнцем колхозная жизнь, – писал художник, находясь в хлопководческом колхозе южной Киргизии. – Темные лица освещены жемчужными улыбками, смуглые руки – серебром браслетов, вокруг – серебристые волны драгоценного руна... Как ослепительно прекрасна наша жизнь. И как бедны и убоги по сравнению с нею наши картины... Влить бы в них это солнце и бронзу, этот жемчужный смех, это пламя энергии и радости...» Тщательно написанный небольшой этюд. Счастливая юная работница хлопководческого колхоза на юге Советской Киргизии. На голове тюбетейка, на лице улыбка, в руках «серебристые волны драгоценного руна». Соцреализм нащупывает привлекательность производственной темы – воспевание коллективного, социалистического труда. Чуйков понимает свою задачу проще и выше – воспевание просто труда, здоровья, красоты, юности.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.