Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1935
Размер
40,5х64,5
Номер
326-210ж
Здесь будет уместно привести текст из книги Чуйкова «Образы Индии». Этот текст был написан гораздо позже и стал каноническим для понимания духовных принципов творчества мастера: «Еще мальчиком…, бродя с самодельным фанерным ящиком красок по окрестностям городов Верного и Пишпека…, далекой окраине царской России, где я родился и вырос, я наблюдал жизнь киргизской и казахской бедноты. Рваные, прокопченные дымом многолетних кочевок войлочные юрты, казалось, состояли из одних заплат, и все же дыр в них было еще больше. Ночуя в них, я помню, без труда созерцал звездное небо через дырявый войлок. Обитатели этих юрт и сами были так же оборваны, закопчены и обуглены от дыма костров и солнечного зноя, как их жилища, как земля вокруг них. Голая детвора почти сливалась своим цветом с землей и войлоком. Но в этих же юртах я слышал за сердце хватающие песни о любви, о дружбе, о счастье, там я видел, как проходит в радостях и печалях человеческая жизнь. И эти-то мотивы серых бедняцких аулов с юртами и кострами, баранами и пастухами я писал со страстным увлечением, в эти этюды, сделанные на кусочках клеенки с ладонь величиной, я вкладывал всю свою душу». Работа сделана по воспоминаниям. В степи одиноко расположились бедняцкие юрты, женщина готовит еду в казане, рядом на привязи бычок, играются чумазые малыши. Грязно коричневый колорит обугленной земли и прокопченного войлока. Работа сделана в стиле «социального примитивизма». Это не соцреализм. Идеология сталинского соцреализма требовала от художников: в тяжелой жизни народа видеть ростки будущих революционных преобразований. И тем не менее, работа экспонировалась на первой персональной выставке художника в 1937 году.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.