Мальчик с собакой

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, темпера

Түзүү күнү

1972

Өлчөмү

69,5х49,5

Номери

5489-1645ж

Возле юрты стоит мальчик с красным яблоком в руке и смотрит на зрителя, а на мальчика смотрит собака, ждет своего кусочка. С другой стороны юрты, спиной к зрителю, сидит старушка в красном платье и стеганной безрукавке. Вдалеке, возле речки, на фоне алого поля выделяется голубая женская фигура с белыми ведрами. Доминирует охра золотистая, нарочито крупными штрихами нанесены светлые и темные оттенки. Энергично заштрихованы: небо, горы, юрта. Акценты – пятна и точки голубого и красного. Примитивистский рисунок добавляет энергии. Художник освоил «неряшливость», как композиционный прием! Как уверенно работает с формой! Он знает главное. Главное – это простой человечный живописный сюжет. В руках мастера он взлетает высоко! Люди заняты делами, мальчик отдыхает, собака ждет: может дадут что-нибудь вкусное? Дадут! Простые люди покормят! Бедные не оставят голодной. И возникает ощущение: вселенский покой и божественная безмятежность. Это кыргызский экзистенциализм! … В один год будут сделаны разные работы. Одна на Юге – другая в столице. Одна светлая – другая темная. Экзистенция и декаданс. «Мальчик с собакой» и «Портрет современника». Обе картины одинаково другие. Проще, примитивнее, мощнее, правдивее. В 70-е XX века в Кыргызстане, в СССР, в эпоху торжества загнивающего развитого социализма начинается кыргызский критический модернизм.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.