Серый день

Жанр

Сельский пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1952

Өлчөмү

49,7х 67

Номери

812-323ж

Это самостоятельное произведение, хотя в советском искусствоведении принято было считать такую работу этюдом. А этюд в изобразительном искусстве – это подготовительный набросок для будущего произведения. Признаками этюда считалась быстрая, незаконченная манера письма «а ля прима». Но художник и зритель воспринимают эту работу, как самодостаточную и эстетически полноценную. Можно сказать, импрессионистическая, а можно сказать, пост импрессионистическая: форма мазка довлеет при изображении мокрой улицы. Это цветовое ощущение от города. Не новый район, на переднем плане одноэтажная застройка, вдали видны многоэтажные дома. Люди с зонтами пробираются по улочкам на остановку магистральной улицы большого города с оранжевыми автобусами. Прямо посередине стоит прямой электрический столб и вносит в живописную композицию некоторую графическую упорядоченность. Для таких работ в СССР придумали еще одно название – мотив. Искусствовед Ольга Попова пишет, что Игнатьев «с первых шагов своего творчества отличался программной приверженностью к импрессионизму, понятому им главным образом как манера письма чистым цветом раздельным фактурным мазком, создающим в сочетаниях друг с другом своеобразную живописную мозаику».


Игнатьев Александр Илларионович

(1906-1998)

Живописец. Народный художник Киргизской ССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула. Родился 28 марта 1906 года в городе Валуйки, Белгородской области. В 1930 году окончил Воронежский художественный техникум и по запросу Наркомпроса Киргизии был направлен на работу во Фрунзе. В 1930-1939 гг. работал преподавателем спецдисциплин в Центральном кыргызском педагогическом техникуме. С 1934 член- Союза художников СССР. В 1935 году был назначен директором открывшейся Кыргызской государственной картиной галереи. В историю кыргызского искусства А. Игнатьев вошел как мастер лирического и индустриального пейзажа. Им созданы работы, посвященные горной природе, жизни животноводов высокогорья и новостройкам социалистической Киргизии. Разработал тему Токтогульской ГЭС, которая на много лет стала главной темой его творчества. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, занесен в летопись Трудовой Славы Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева и в музеях СНГ