Вечерний мотив

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, темпера, лак

Түзүү күнү

1969-1971

Өлчөмү

79,5х100

Номери

5026-1561ж

Картина поделена на большие горизонтальные полосы: чистое небо, под ним охристые горы, потом желтые поля предгорий и ближе, чуть коричневые, сельскохозяйственные угодья. И совсем рядом – пригорок, … скорее всего, кювет. Горизонтали перебиваются вертикалями деревьев, оранжевыми на свету и коричневыми в тени; и наклонными голубыми тенями горных склонов. У кромки поля две девочки: одна в красном платье, она присела; другая в белом, стоит. Обе смотрят на нас. Или на дорогу? Рядом пасется корова, она вообще ни на кого не обращает внимания. Начало осени, урожай убран, похоже сделана осенняя вспашка земли… Кажется, главное в работе – сочетание горизонталей, вертикалей, наклонных. Но мастер не экспериментирует с чистыми абстракциями, как, например, Пит Мондриан. К тому же в Советской Киргизии не было оп-арта (оптического искусства). И не могло быть. Впрочем, как и модернизма вообще. Для Джумабая Уметова живопись так и останется живописью сложных цвето-тональных сочетаний… Очень светлый вечерний мотив. Свет идет с запада, от зрителя, и чуть сбоку. А может быть, девочки любуются закатом? Правда, делают они это как-то не эмоционально. Находясь за кюветом. И вообще, вид похож на кадр из окна, проезжающего мимо автомобиля. О чем это? О мгновениях жизни? Об экзистенциализме? Без причин и итогов? Тенденций и идеологем? Похоже на то, что современные веяния прорываются в пейзаж талантливого советского художника.


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".