На водопое

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1947

Өлчөмү

161х165

Номери

1005-446ж

По свидетельству искусствоведа Джусуповой Ольги замысел картины возник в колхозе. Художник зимним утром приметил идущих на водопой лошадей. «Бурьян, розовый от солнца и кажущийся перламутровым, поблескивал на фоне свежевыпавшего снега. Четко выделялись крупы лошадей». И на основе этого впечатления, подготовив этюд, художник начал писать большое полотно. Пейзажисту хорошо удалось передать общее состояние природы. «Удалась фигура чабана на лошади, …насыпающего насвай на ладонь и одновременно зорко смотрящего за табуном, и животные на втором плане картины. Менее удалось Игнатьеву изображение лошади, на которой сидит чабан, и лошади в левой части полотна. Художник не совсем справился с передачей сложного движения и ракурса». Пейзажист с многофигурной композицией не справился. Чабан употребляет насвай. Насвай – табачное изделие, но его не курят, а разжевывают или закладывают под язык. Сегодня насвай считается наркотиком и во многих странах запрещен. Такие работы считались соцреалистическими, идеологически правильными: коллективное хозяйство на селе процветает. Но замысел основан на впечатлении, на импрессионизме – розовый бурьян, крупы лошадей. Соцреалистического замысла нет. Его и не могло быть: колхозы не процветали.


Игнатьев Александр Илларионович

(1906-1998)

Живописец. Народный художник Киргизской ССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула. Родился 28 марта 1906 года в городе Валуйки, Белгородской области. В 1930 году окончил Воронежский художественный техникум и по запросу Наркомпроса Киргизии был направлен на работу во Фрунзе. В 1930-1939 гг. работал преподавателем спецдисциплин в Центральном кыргызском педагогическом техникуме. С 1934 член- Союза художников СССР. В 1935 году был назначен директором открывшейся Кыргызской государственной картиной галереи. В историю кыргызского искусства А. Игнатьев вошел как мастер лирического и индустриального пейзажа. Им созданы работы, посвященные горной природе, жизни животноводов высокогорья и новостройкам социалистической Киргизии. Разработал тему Токтогульской ГЭС, которая на много лет стала главной темой его творчества. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, занесен в летопись Трудовой Славы Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева и в музеях СНГ