Ликвидация неграмотности

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1938

Өлчөмү

107,5х143

Номери

449-301ж

В импровизированном учебном классе, на открытой террасе стоит учитель в белом костюме, в руке у него алфавит. На обложке написано «ALIPBE», до 1940 года использовалась латиница (на кириллице АЛИППЕ). Ближе к закату в школу пришли ликвидировать свою безграмотность белобородые аксакалы, взрослые мужчины, женщины и девушки. Сидят за столом покрытым зеленым сукном, выполняют задание, учатся читать и писать. Буква К – это конечно колхоз. Это актуально. С террасы видны одно-двухэтажные новенькие домики, деревья и горы. Это не реализм, но явный талант, художник хорошо справился с композицией: учитель – ученики, интерьер экстерьер. Обыграно пространство, у каждого персонажа свой характер. О ранних станковых работах Сабырбека Акылбекова искусствовед Людмила Прыткова пишет следующее: «Занимаясь в училище, Акылбеков стремится работать и творчески. Он пишет свои первые небольшие самостоятельные картины «Ликбез» и «На колхозном току», явившиеся пробой сил. Здесь еще во всем видна творческая незрелость автора – и в композиционной надуманности, и в решении живописных задач. Однако этим довольно условным и жестким по живописи работам нельзя отказать в искренности чувств автора. Сравнение их с лучшими произведениями Акылбекова последних лет дает возможность понять, как далеко ушел художник по пути овладения живописным мастерством». Здесь появляется известное противоречие: с одной стороны работы, созданные в 30-х годах, считаются многими исследователями ученическими, в преддверии окончательного освоение принципов реалистической живописи. А с другой стороны: эти же работы вызывают восхищение многих других (а иногда тех же самых) исследователей вследствие отсутствия пропагандистских и академических шаблонов. Главное в этих работах – смелость, оригинальность, увлеченность. Есть обоснованный повод назвать это время периодом примитивизма в живописи Кыргызстана. Вот как определяет термин «примитивизм» Большая Советская Энциклопедия: «Примитивизм в изобразительном искусстве конца 19-20 веков – намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам так называемого примитивного искусства – первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций». И еще: «Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к так называемому наивному искусству, то есть творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19-20 веков». И действительно в 30-е годы в Кыргызстане в процесс становления национальной школы изобразительного искусства были вовлечены совсем еще молодые люди, стоящие на пути становления своего почерка или вовсе не получившие профессиональной подготовки. Чуйкову в начале 30-х годов было 28 лет. В Первой выставке Союза художников 1934 года участвовали: Гапар Айтиев, которому было тогда 22 года, и Сабырбек Акылбеков, которому было всего 20 лет. «Выдвинулись новые … художники с заводов, фабрик, колхозов».


Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович

(1914-1968)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 15 февраля 1914 года в селе Кум-Арык Калининского района. В 1932 году окончил Джалал-Абадский педагогический техникум. В 1934-1935 гг. преподавал в кыргызской школе №5 им. А. С. Пушкина в городе Фрунзе. В это время сблизился с художниками С. Чуйковым, Л. Касаткиным, А. Игнатьевым, Г. Айтиевым. В 1934-1938 гг. учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» у известных пейзажистов П. И. Петровичева и Н. П. Крымова. Участник первой Республиканской художественной выставки в 1934 году. С 1934 года-член союза художников СССР. Акылбеков – художник цельный и рано сформировавшийся, один из ярких представителей первого поколения художников Кыргызстана. Вошел в историю кыргызского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа. Творческой, педагогической и общественной деятельностью внес большой вклад в становление кыргызского изобразительного искусства. Награжден орденом «Знак Почета», пятью Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и в музеях СНГ.