Молотьба в колхозе

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1936

Өлчөмү

104х154,5

Номери

277-1224ж

Широкая панорама горной долины. Ближние горы, холмы, долина вся оттенках землистой золотистой желтой охры. Выделяются: группа работающих в поле на молотьбе, и механизмы – главное преимущество коллективного хозяйства. Для приведения в движение молотилки используется трактор. Работают с сеном и зерном. На огромных стогах и больших телегах с решётчатыми боковыми стенками для перевозки сена. Композицию «держит» красная охра молотилки и женщины с лопатой на переднем плане. Вдали по центру расположилось селение, утопающее в зелени. Молодой художник легко и талантливо справился со сложной задачей. О ранних станковых работах Сабырбека Акылбекова искусствовед Людмила Прыткова пишет следующее: «Занимаясь в училище, Акылбеков стремится работать и творчески. Он пишет свои первые небольшие самостоятельные картины «Ликбез» и «На колхозном току», явившиеся пробой сил. Здесь еще во всем видна творческая незрелость автора – и в композиционной надуманности, и в решении живописных задач. Однако этим довольно условным и жестким по живописи работам нельзя отказать в искренности чувств автора. Сравнение их с лучшими произведениями Акылбекова последних лет дает возможность понять, как далеко ушел художник по пути овладения живописным мастерством». Здесь появляется известное противоречие: с одной стороны работы, созданные в 30-х годах, считаются многими исследователями ученическими, в преддверии окончательного освоение принципов реалистической живописи. А с другой стороны: эти же работы вызывают восхищение многих других (а иногда тех же самых) исследователей вследствие отсутствия пропагандистских и академических шаблонов. Главное в этих работах – смелость, оригинальность, увлеченность. Есть обоснованный повод назвать это время периодом примитивизма в живописи Кыргызстана. В республиканском примитивизме авторов надо разделить на «старших» (Семен Чуйков и Владимир Образцов), которые были непосредственно знакомы с художественной жизнью центров СССР в 20-х годах и применяли методы примитивизма сознательно. И младших (Гапар Айтиев, Сабырбек Акылбеков), которые были представителями наивного искусства по определению, и следовали за старшими коллегами, подражая их смелости и приемам при отсутствии академического образования. Работа участвовала в третьей выставке Союза художников Кыргызстана в 1936 году.


Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович

(1914-1968)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 15 февраля 1914 года в селе Кум-Арык Калининского района. В 1932 году окончил Джалал-Абадский педагогический техникум. В 1934-1935 гг. преподавал в кыргызской школе №5 им. А. С. Пушкина в городе Фрунзе. В это время сблизился с художниками С. Чуйковым, Л. Касаткиным, А. Игнатьевым, Г. Айтиевым. В 1934-1938 гг. учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» у известных пейзажистов П. И. Петровичева и Н. П. Крымова. Участник первой Республиканской художественной выставки в 1934 году. С 1934 года-член союза художников СССР. Акылбеков – художник цельный и рано сформировавшийся, один из ярких представителей первого поколения художников Кыргызстана. Вошел в историю кыргызского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа. Творческой, педагогической и общественной деятельностью внес большой вклад в становление кыргызского изобразительного искусства. Награжден орденом «Знак Почета», пятью Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и в музеях СНГ.