Прикосновение к вечности

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1974

Размер

116,5х139,7

Номер

6027-1792ж

Дмитрий Владимирович Сарабьянов, известный советский и российский искусствовед, в своей монографии «Семен Чуйков» (1976) отмечает: «В последние годы Чуйков настойчиво ищет синтетический пейзажный образ, способный обобщить лучшие достижения его пейзажного творчества, раскрыв незыблемые вечные принципы единства человеческого бытия и жизни природы. Примером такого пейзажа является картина … «Прикосновение к вечности». Взяв за основу композиции уже разобранный нами мотив, … Он обострил соотношение цветов, добился ощущения ярко выраженной предметности в изображении юрты, фигуры и некоторых частей пейзажа, дал глубокий и решительный разворот пространства. … в картине сохранены и качества прежней чуйковской выразительности: выявлено сложное перетекание цветов, сведенных воедино в целостную гармоничную систему; с помощью цвета словно отмерена глубина; дает о себе знать прежняя мягкость живописной фактуры. Новый синтез Чуйкова – это синтез монументальности чувства и лиризма, энергичного живописного языка и поэтической созерцательности. Именно этот синтез и позволяет художнику добиться прикосновения к вечности». На летнем пастбище, на зеленом холме, ближе к вечеру сгрудились овцы. У порога юрты стоит женщина с ребенком на руках. Между холмом и небом – пестрые горы нечеловеческой, неземной красоты. Это сочетание позволяет физически ощутить чистый горный воздух, услышать тишину ясного вечера и понять суть волнения в душе от созерцания величия природы. Есть мнение, что все великие – философы, писатели, художники (советские в том числе) – на вершине своих исканий обращаются к религии. Но пока, в советской картине, ближе к небу, к красоте вселенной, прикасаются к вечности: обычная юрта кочевника, ее обычные обитатели, и стадо овец.


Чуйков Семён Афанасьевич

(1902-1980)

Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.