Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1948
Өлчөмү
118х150
Номери
1060-476ж
Дмитрий Владимирович Сарабьянов, известный советский и российский искусствовед, в своей монографии «Семен Чуйков» (1976) об этой работе пишет исчерпывающе: «три картины … образовали своеобразный триптих, – «Утро», «Полдень» и «Вечер». … Третья часть триптиха … особенно привлекает своим лиризмом, мирной и тихой задушевностью и теплотой. По полю медленно и спокойно идет лошадь, возвращаясь в аул с полевого стана. Вдали виднеется цепь гор; комбайн еще работает, убирая созревшие хлеба. Золотистые лучи заходящего солнца заливают пейзаж, они выхватывают из надвигающегося сумрака фигуру лошади и сидящих на ней детей – совсем еще маленького мальчика и его старшую сестру. Девочка поет. И кажется, что сама природа поет здесь свою вечернюю песню, что степь доносит до тебя пряный и терпкий запах травы, что солнце ласкает тебя последними теплыми лучами. Покоем и умиротворенностью проникнуто это полотно, в котором, как и в других произведениях «Киргизской сюиты», все выверено, удачно найдено, увидено зорким глазом художника-поэта. Очень убедительно переданы поза и выражение лица мальчика, обхватившего руками сестренку. Девочка как бы «растворилась» в вечерней природе, поглощена ею. И кажется, что лошадь как-то особенно бережно несет на себе этот хрупкий груз, хорошо зная дорогу к дому, столько раз ею исхоженную. Выраженное в картине настроение явилось результатом долгих поисков и упорного труда художника. Много разных вариантов сюжетного решения и построения композиции перепробовал Чуйков, прежде чем остановился на окончательном. Сначала он хотел изобразить одну лишь девочку на лошади, затем – девочку и мальчика, но на разных лошадях. Было испробовано большое количество вариантов: более раннее время дня и более позднее; более насыщенный колорит и менее насыщенный; силуэтное решение композиции, различные форматы холста и т. д. И лишь после всей этой предварительной работы пришел мастер к тому сюжетному решению, которое он осуществил в картине. Первые этюды и эскизы по выраженному в них настроению были драматичны, внутренне напряжены. Но Чуйков остановился на варианте, передающем умиротворенность, покой, которые наиболее определенно выразили волновавшую художника идею. После того, как композиция сложилась и в голове художника, и на холстах – в эскизах, необходимо было проработать каждую фигуру в специальных этюдах. Сам Чуйков описал те усилия, с какими приходилось ему добывать нужный материал для этих этюдов, подыскивать именно такую лошадь, которая подходила, была необходима для. реализации замысла. Эта картина, как и другие произведения Чуйкова, свидетельствует о мудром лаконизме мастера в выборе деталей. Их очень немного – охапка травы, которую везет с собой девочка и которая как бы распространяет запах полей, комбайн и немногочисленные человеческие фигурки на дальнем плане, умный, по-человечески смотрящий глаз лошади – все это не разбивает внимание зрителя, а подчеркивает основную тему. Дети в картине «Вечер» оказываются главными действующими лицами. И это в творчестве Чуйкова далеко не единичный случай. Чаще всего художник обращается к женским и детским образам. Они позволяют наиболее ярко выявить поэтическое начало». Чуйков объединяет свои произведения периода 1939-1948 годов в «Киргизскую колхозную сюиту». Наиболее законченные, итоговые работы этой серии: «Песня» (1945), «Утро» (1947), «Вечер» (1947), «Полдень» (1944-47), «Дочь Советской Киргизии» (1948). «Песня» находится в Харьковском музее изобразительных искусств; «Утро» в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ); «Вечер» в КНМИИ; «Полдень» в Государственном Русском музее; «Дочь Советской Киргизии» в ГТГ, в КНМИИ – авторское повторение. В 1948 году в Москве состоялась персональная выставка Чуйкова «Киргизская колхозная сюита». В 1949 году за серию работ «Киргизская колхозная сюита» Чуйкову была присуждена государственная (в те времена – Сталинская) премия СССР.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.