Охотник с беркутом

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1938

Размер

66х77

Номер

315-199ж

Дмитрий Владимирович Сарабьянов, известный советский и российский искусствовед, в своей монографии «Семен Чуйков» (1976) относит это произведение к наиболее значительным произведениям Чуйкова предвоенных лет. Об этой работе он пишет исчерпывающе: … художник искал именно монументальную простоту, классическую завершенность образа, стремясь к максимальной лаконичности ритмики, контура, к наибольшей концентрации характерного. Не случайно Чуйков поднимает фигуру охотника над цепью гор, распластанных у горизонта, «обрезает» фигуру снизу – так, чтобы между передним и дальним планом не было бы никаких промежуточных пространственных звеньев, и чтобы контраст масштабов особенно подчеркнул величественную фигуру. «Охотник с беркутом» – это типичный герой произведений Чуйкова на киргизские темы. Это гордый сын степей и гор, человек, сроднившийся с окружающей его природой, чувствующий свою власть над ней, это «друг степей», загоревший под палящим солнцем. Воссозданный художником характер героя, как и композиционные средства, использованные в картине, свидетельствуют об умении Чуйкова обобщать увиденное, извлекать из натуры самое существо. В позе и во взгляде Чуйков выявляет целеустремленность, сосредоточенность охотника, внимательно всматривающегося в степную даль. Этот взгляд как бы раздвигает рамки картины, заставляя зрителя почувствовать окружающее пространство. Гордая птица – под стать охотнику. Она подчеркивает величие человека, его гордую осанку. Преодолев схематизм, присущий некоторым ранним произведениям, Чуйков, однако, не становится на путь протокольного, нетворческого воспроизведения сцен жизни. В картине нет лишних деталей; рисунок и живописная манера отличаются обобщенностью, широтой. И все это лишь помогает Чуйкову добиться необходимой, соответствующей замыслу и образу выразительности. В «Охотнике» и в близких ему по времени и по манере произведениях Чуйков обретает свой самостоятельный живописный и композиционный язык. Здесь уже чувствуется умение использовать нюансы цвета для передачи светотеневых отношений, что станет позже свидетельством мастерства художника».


Чуйков Семён Афанасьевич

(1902-1980)

Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.