Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1938
Өлчөмү
109х154
Номери
147-146ж
Авторитетный исследователь изобразительного искусства Кыргызстана Джамал Уметалиева в своей монографии «Киргизская жанровая живопись» (1970) об этой работе пишет так: «Во второй половине 30-х годов жанровая живопись все больше насыщалась пафосом современной народной жизни. В искусство все шире входит новый образ советского человека, развитого духовно и физически. В творчестве художников Киргизии этого периода большое место занимает образ советской женщины, освобожденной от социального гнета, от домашнего рабства и получившей равные права с мужчиной. … С. Чуйков обращается к теме счастливой жизни киргизской женщины. Это – символическое произведение, повествующее о счастье народа, о зажиточной его жизни. На фоне далеких гор и хлопковых полей, где еще продолжается работа, изображены женщины-хлопкоробы, кормящие детей во время обеденного перерыва. Радостны их загорелые лица. Молодая женщина с хлопком, пришедшая только что с поля, вглядывается вдаль из-под ладони. Безоблачное синее небо свидетельствует о жарком, знойном дне Южной Киргизии. Эта картина характеризует Чуйкова как большого мастера и талантливого колориста. Синий цвет, участвующий в расцветке безоблачного неба и в деталях одежды, фиолетовый цвет, участвующий в передаче различных нюансов одежды персонажей, и хлопок, виднеющийся вдали, – все это, перекликаясь, создает симфонию цветов, радующих глаз и помогающих раскрыть основную идею картины – гимн радостному и свободному труду женщин Советской Киргизии». Исследователь совершено верно указывает на насыщение живописи пафосом. Добавим – пафосом сталинского соцреализма. Чуйков, вся кыргызская живопись, счастливо избежали «аплодисментного» стиля. В будущем автор в цикле работ «Киргизской колхозной сюиты» сумеет найти золотую середину.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.