Бегство повстанцев 1916 г. в Китай. Из цикла «Прошлое Киргизии»

Жанр

Тарыхый

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1936

Өлчөмү

145х227

Номери

151-150ж

В 1933-36-х годах Чуйков увлеченно работает над серией исторических произведений. Все они будут экспонироваться на третьей республиканской выставке, посвященной 20-летию восстания 1916 года. Дмитрий Владимирович Сарабьянов, известный советский и российский искусствовед, отмечает: «Наиболее значительными из них были «Киргизское восстание 1916 года» и «Бегство повстанцев 1916 года в Китай … В «Бегстве повстанцев 1916 года в Китай» больше разнообразия поз и движений героев. Здесь большую роль играет пейзаж: на фоне закатного неба и гор развертываются драматические сцены бегства киргизов, покидающих родину. Правда, редкие фигуры в этой картине оказались выразительными. Но в целом этому произведению присуще ощущение драматизма происходящего события. Чуйкову недоставало в то время опыта работы над многофигурной композицией; многие персонажи были написаны без предварительной этюдной проработки». Картина производит ужасное впечатление от вида народных страданий, страха и горя. Ощущение ужаса усиливается от того, что бегущие на перевале, в окружении величественных гор, на фоне чистого ясного неба, … но небеса не слышат стоны умирающих. Появляется вопрос: Почему такое стало возможным? В те времена ответ был однозначным: чтобы такая беда не повторилась была необходима Великая Октябрьская революция! Советские критики трактовали такие работы как подготовительные перед освоением метода соцреализма: направление идеологически правильное, но академической выучки еще не хватает. Есть и другое мнение: в 20 веке в искусство приходят гениальные художники, без образования и без выучки, и создают значимые работы. Они используют метод народного искусства (примитива), где главное – лаконизм и экспрессия, а академическая выучка даже вредна: работы становятся удручающе одинаковыми. Своеобразные работы, которые не назовешь «подготовительными», созданные художниками Советской Киргизии в 1920-30-е годы, можно назвать работами, решенными в стиле «социального примитивизма».


Чуйков Семён Афанасьевич

(1902-1980)

Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.