Жанр
Тарыхый
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1932-1934
Өлчөмү
140х215
Номери
750-570ж
В 1933-36-х годах Чуйков увлеченно работает над серией исторических произведений. Советские критики трактовали такие работы как несовершенные и подготовительные перед освоением метода соцреализма. Есть и другое мнение: в 20 веке в искусство приходят гениальные художники, без образования и без выучки, и создают значимые работы. Многие профессиональные художники начинают сознательно применять метод народного искусства (примитива), где главное – лаконизм и экспрессия, а академическая выучка даже вредна: работы становятся удручающе одинаковыми. Своеобразные работы, созданные художниками Советской Киргизии в 1920-30-е годы, можно назвать работами, решенными в стиле «социального примитивизма». Картина участвовала в Первой выставке Союза художников Советской Киргизии в 1934 году. Картина соответствует советским трактовкам событий 1916 года. Бедняков несправедливо отправляют на фронт (или на тыловые работы), семьи остаются без кормильцев. Манапы идут на сговор с администрацией и становятся предателями своего народа. На первом плане, с одной стороны, манапы, баи и белогвардейский офицер верхом следят за сборами, которые проводят насильственными метолами. Слева семьи: жены, старики, дети, обреченные на лишения и голод. В центре, вдали, группа со связанными руками и казаки с нагайками. Картина, незаконченная и несовершенная по форме, проникнута чувством глубокого сочувствия к обездоленным людям.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.