Жанр
--
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1933
Размер
180х218
Номер
459-311ж
Боец Киргизского кавалерийского полка приехал в отпуск в родной аил и, не теряя времени, проводит занятия с односельчанами. В СССР идет ликбез – кампания по массовому обучению неграмотных взрослых чтению и письму. Отпускник мелом на черной доске показывает, как пишется на латинице лозунг: «Колхоз – дорога социализма». За круглым низеньким столиком сидят «ученики». Один свободно лежит на ковре, другая тянет руку, чтобы задать вопрос. Использован колорит «обугленной земли и прокопченных юрт», но общий картины тон оптимистический. На светлом небе выделяется громкоговоритель. Далеко в горах пасутся многочисленные отары овец. Люди энергичны, во всем чувствуется довольствие и достаток. Картина участвовала в первой выставке Союза художников Советской Киргизии в 1934 году. Советские критики трактовали такие работы как подготовительные перед освоением метода соцреализма: направление правильное, но академической выучки нет. Есть и другое мнение: в 20 веке в искусство приходят гениальные художники, без образования, и они пользуются методом народного искусства (примитивизма), где главное – направление, а академическая выучка даже вредна: работы становятся удручающе одинаковыми. Своеобразные работы, которые не назовешь «подготовительными», созданные художниками Советской Киргизии в 1920-30 годы, можно назвать работами, решенными в стиле «социального примитивизма». 1 октября 1932 года Киргизский отдельный национальный кавалерийский дивизион был переформирован в Киргизский кавалерийский территориальный полк с управлением в городе Фрунзе. В августе 1938 года полк был переведен в узбекский областной город Наманган.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.