Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1948
Размер
109х148,5
Номер
999 -440ж
В соцреализме пейзаж был вспомогательным жанром, материалом для тематической работы. Пейзаж не стал самостоятельной линией в творчестве мастера. Настоящего соцреалиста увлекал сюжет. По центру долины Ала-Арча белеет река. Землю потихоньку накрывает тень, а небо еще светлое и отражается в воде. Вдоль реки по тропинке едет всадник. Сбоку его догоняет порожняя телега. Вдали желтеют стога. Люди малюсенькие, еле заметные, меньше вьюнка полевого на переднем плане. Огромное небо в пол картины. Солнце клонится к закату и выхватывает теплом отдельные склоны величественно-голубых гор. Причудливые облака и светлые колхозные поля самые активные и композиционно перекликаются. И все же мастер не нашел здесь материала для вдохновения. Музей приобретал у талантливых авторов незавершенные работы, чтобы поддержать материально. Благодаря такой политике мы имеем наиболее полное собрание произведений художника.
(1917-2008)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился в 1917 году в селе Расво Белебеевского района Башкирии. В 1935 году посещал художественную студию, которой руководил Л.Касаткин. В 1940 году окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и в 1951 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. С 1952 года - член Союза художников СССР. Тюрин работал как живописец-станковист, создал жанровые и портретные полотна. Его герои – труженики, неразрывно связанные с землей, с прекрасной горной природой. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы художника находится в Кыргызском национальном музее им. Г.Айтиева, в музеях СНГ и в частных коллекциях.