Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1978
Размер
44,4х71
Номер
740-306ж
В засушливой степи строители прокладывают железобетонные оросительные лотки на опорах. По ним потечет вода. На горизонте холмы и горы, в центре виднеется вагончик-бытовка. Искусственный водовод изгибается и останавливается возле двоих с теодолитом. Инженер и рабочий увлеклись и не замечают старика на коне и тайгана. Местный житель наблюдает и видно недоволен. Конечно! Уже и не проедешь, где надо. А если отару надо перегнать? А? Нельзя ждать милостей от природы? Надо взять их у нее? А-а-а… Природа изменится…, а будет ли лучше? В 1967 году появился гениальный фильм Толомуша Океева «Пастбище Бакая». Там тема экологии, нового и старого, раскрыта глубоко. В 1976 году была издана замечательная повесть Валентина Распутина, «Прощание с Матёрой». Живописец сделал свою вариацию наболевшей проблемы. Тема правильная, нужная, производственная! Но написана картина как-то безрадостно, не героически. Будущее строится неубедительно, некрасиво, не как у Владимира Маяковского. И водовод белеет как скелет чудовища. «Левая часть перегружена фигурами». Опять слишком правдиво? Что-то часто правдивость подводит живописца. Складывается впечатление, что художники соцреализма понимали больше, и о времени, и о себе. Больше, чем мы думаем.
(1917-2008)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился в 1917 году в селе Расво Белебеевского района Башкирии. В 1935 году посещал художественную студию, которой руководил Л.Касаткин. В 1940 году окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и в 1951 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. С 1952 года - член Союза художников СССР. Тюрин работал как живописец-станковист, создал жанровые и портретные полотна. Его герои – труженики, неразрывно связанные с землей, с прекрасной горной природой. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы художника находится в Кыргызском национальном музее им. Г.Айтиева, в музеях СНГ и в частных коллекциях.