Козлодрание

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1970

Өлчөмү

52х52

Номери

5085-1598ж

Название картины – это некорректный перевод с кыргызского, без учета сленговых ассоциации, но мы не об этом… «Смешались в кучу кони, люди». Люди разные: трое в тебетеях, один в калпаке, еще один в красном платке; есть обнаженные по пояс и основательно одетые. Кони вороные и гнедые, только одна буланая. Нарочито темный колорит, нет светлых, легковесных оттенков. Всадники, толкаясь с разных сторон, устремились в центр, чтобы завладеть тушей и умчаться. Это улак тартыш! Көк бөрү! Брутальная игра! Момент борьбы за приз! Нарисовано все ясно, может быть, не совсем правильно, но это не главное, потому что пятна, линии, цвета, не подчиняясь буквальной анатомии, лучше передают энергию напряжения, азарт! Но картина не об этом, не только об этом … Тела притягиваются друг к другу, закручиваются в шар, искажаются по краям. Центра не видно и, как он должен выглядеть, художник не знает. Это точно не круп буланой лошади. Центр глубже. Композиция не разворачивается, а уходит вглубь! Центр – это бездна, в которой таится загадка национального характера! Та, что заставляет играть, рисковать и побеждать! Но центр – это статика! Шар крутится на месте! Кажется, так будет продолжатся вечность! Пока самый сильный и ловкий не завладеет символом победы и не рванет к воображаемому горизонту. Но центр, настоящий центр – это не символ, победу не спрячешь, а горизонта нет! Есть притяжение горной долины. Есть большой круг, по которому всадники гоняются друг за другом. И он будет сжиматься до тех пор, пока не станет шаром, который начнет крутиться… И однажды самый умный завладеет, наконец, настоящим центром и ускачет с ним… в космос, как… Юрий Гагарин! … Одноименная работа автора находится в Собрании Союза Художников СССР.


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.