Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1970
Размер
80,5х80
Номер
5096-1599ж
Юрты можно и не заметить, они как перевернутые пиалы под ногами. Непривычно, что снизу открывается… бездна! Огромная, коричнево-охристая бездна! А чтобы увидеть голубое небо – надо задрать голову. Отара овец с чабаном прямо в центре, но так далеко, будто из другой… картины. Так мало места отведено юртам, небу, отаре! Мал золотник, да дорог! Или это знаки? Поясняющие символы, не более, и не имеет смысла делать их больше! … Впереди крупно аксакалы и женщина. Женщина протягивает старикам чаши с кумысом. Рядом көөкөр. Руки, чаши, көөкөр – нарочито большие. Угощения должно быть много! Аксакал на коне уже угощается, другой спешился и ждет своей очереди. А тот, кому протягивают чаши, не торопится. Руки заложил назад и кажется надменным. Даже суровым и неучтивым. Ждет большего проявления уважения? Или характер такой? Не может быть! В картине мастера не бывает случайностей! Эта главная сцена! Символ жизни в условиях высокогорья! Здесь все делается неспешно. Чаша протянута и следует мгновение, в котором решается: все ли приличия соблюдены. И в следующее мгновение, аксакал с радостью примет угощение из рук молодой женщины! И все же: почему именно это мгновение художник сделал символом наших традиций? … По вечерам на высокогорном джайлоо холодно. Все в зимних одеждах, в чапанах, в тебетее. Не видно юрт, не видно стойбища. Путников встречают, едва завидев, как уважаемых гостей… А затем следуют простые и ясные узоры. Узором показано джайлоо, другим – вершины. Голубеет цветовой акцент, главный в иерархии акцентов. Тонко сделан переход от теневой стороны к освещенной. На светлом – темным узором фигуры. Жеребенок, кумыс, калпаки, элечек и облака – белые узоры. Облака гуляют вокруг вершины… В 1968 году картина была приобретена Государственной Третьяковской галереей! Огромный успех! Авторское повторение хранится у нас. Почему на эту работу обратили внимание московские специалисты? Смелая парадоксальная композиция! Постмодернистский горный коллаж. Увидели в ней неофициальный гимн? «Широка страна моя родная», и вширь, и ввысь, и вниз, и вглубь. Привлекли художественные достоинства? Какие? И понятны ли сейчас? Такие прославленные работы стали основой нашей визуальной культуры. Незаметно и крепко удерживают нас от компиляций, гламура и бездуховности…. Алайкуу – высокогорная долина, отличается суровыми природными условиями…
(1942-1993)
Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.