Заботы

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1973

Өлчөмү

64х44,5

Номери

6533-1943ж

Ранее утро. Все спят, взрослым скоро на работу, детям в школу. А бабушки уже работают! Забота о хлебе насущном на их плечах. Двое готовят, одна успевает понянчит внука. Собирают традиционные лепешки на весь аил! … В манеру художника проникли приемы сурового стиля. Вроде бы о строителях коммунизм, но без лживой пропаганды. О трудовых буднях – без прикрас. А есть здесь легенда? Художественный вымысел? Загадки? Парадоксы? Суровый стиль такой возможности не дает. Почему художник решил вернутся к идеалам предыдущей эпохи? Более упрощенной и однозначной? Что изменилось в формальном смысле? Раньше композиция были замкнутой, теперь – открытая: линии продолжаются за края, обрезаны фигуры. Богатырские фигуры, большие руки, будто высеченные из камня, они как… на учебных этюдах. Больше деталей и меньше вымысла… Одна бабушка впереди других, в красном платке и платье. Двое – в белом, в платке, в элечеке. Одна в чапане темно-синего оттенка, остальные – в светло зеленых. Смысла здесь нет никакого. Игра форм. Композиция условная и… театральная. Как на сцене. Все открыто… Вспомним гениальную графическую серию Лидии Ильиной «Слово о кыргызской женщине» 1958 года. В начале было сказано все! И в будущем могли быть только талантливейшие вариации. И вырваться из оков стиля, можно было только поменяв его.


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.