Жанр
Тарыхый
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1978
Өлчөмү
182х300
Номери
7549-2083ж
Молодая, красивая Уркуя Салиева агитирует за новую жизнь, за колхозы и ликбезы! В белом платке, под красным флагом, за столом, покрытым красным сукном, белыми брошюрами и листовками. Возвышается в центре, как женщина-батыр, одна среди массы мужчин. Сплотилась красно-коричневая беднота, как под очистительным красным огнем; далее собрались холодные зелено-коричневые, неустойчивые и сомневающиеся. Издалека приехали верхом на лошадях послушать пламенные речи легендарного оратора. Огненный жеребенок – символ юной Республики. Читают вслух белую и чистую, как голубые вершины, первую кыргызскую газету «Эркин Тоо»! Выделяется фигура человека без ружья и нагана; он в красноармейской шинели охраняет собравшихся от провокаций. А манапы и кулаки бросают на него косые взгляды, полные ненависти и страха. Парадокс: противники – эмоциональны и индивидуальны, как будто написаны с натуры; а сторонники похожи на однообразную схему… В 1971 году вышел фильм режиссера Төлөмүша Океева «Поклонись огню». Роль Уркуи Салиевой сыграла Таттыбүбү Турсунбаева! Ансамбль «Борцам революции» установили в 1978 году, и автор, скульптор Тургунбай Садыков, тоже вдохновился судьбой Уркуи Салиевой… Конечно же, на картине изображен обобщенный образ и условная сцена. Стиль суровый с элементами романтики. Много шаблонных символов, прославляющих Советскую Власть. Темный колорит и хмурые лица показывают, как трудно было строить новую жизнь… Одна из первых кыргызских комсомолок, председатель колхоза Уркуя Салиева была убежденным сторонником новой власти. Враги жестоко расправились с ней и со всей ее семьей… Сейчас события тех лет воспринимаются неоднозначно… Не зря погибла Уркуя? Художник своей кистью утверждает: не зря! Красота не ошибается! Огонь всегда прав!
(1942-1993)
Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.