Песня о пограничнике

Жанр

-

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1980

Размер

79,5х87,5

Номер

8504-2307ж

На зеленом лугу лежит погибший пограничник. Рядом пистолет, фуражка, рыжий конь. Типичный горный пейзаж: немного неба, голубые горы, фиолетовые холмы, река и зелень. Что побудило художника обратится к этой теме? В 1967 году вышла книга «Фронтовые записки пограничника», автор – писатель, подполковник в отставке – Джаманкул Дженчураев. В 1969 году Геннадий Базаров снял фильм «Засада», советский вестерн про пограничников. В 1971 году на экраны СССР вышел культовый фильм «Офицеры». И еще: 25 декабря 1979 года СССР ввел военный контингент в Афганистан… Романтичная история про басмачей, но на картине погибший в погонах, значит это происходило гораздо позже. Конный пограничник был убит наркоторговцами? … В 1978 году в Москве пройдет большая всесоюзная художественная выставка «60 героических лет», посвященная юбилею Вооруженных сил СССР, в том числе и к юбилею погранвойск КГБ СССР. Скорее всего, картина готовилась к этой дате. И делалась как… шабашка. В советском неформальном художественном словаре было такое слово – «шабашка». Шабашка – это не халтура, это работа, которая делается хорошо… по вкусу заказчика. Заказчиками были серьезные ведомства (не частное лицо) и работа оплачивалась по расценкам Художественного фонда. Расценки были хорошие и позволяли живописцам жить безбедно. Здесь все нарисовано и написано правильно и с душой, но все же это иллюстрация сюжета. Есть ошибки и оговорки. Конь под седлом больше похож на жеребенка. И как-то неровно стоит. Почему пограничник один? Выехал на секретную встречу с особым заданием? И горы явно голубые, и холмы чересчур фиолетовые, и зеленый слишком зелен.


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.