Земля кыргызская

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1981

Размер

200х244

Номер

8891-2364ж

Большую часть полотна занимают горы, зеленные и голубые. Голубые уходят ввысь, надвигаясь на желтеющее небо. Облака отдыхают на вершинах. В ущельях текут реки. Симбиоз графики и живописи. Линии – это графика; оттенки линий – живопись. Вертолет – это круг вертящихся пропеллеров. Правильный круг смотрится неестественно, но художник пишет не видимость – он рисует суть. А суть всегда условна. Вверху летают стаи горных птиц, все белые на зеленом фоне, хотя бывают разные. Рассыпаны точками, ближние с деталями. Горные голуби? Длиннохвостые фазаны? А может сороки? Хищников нет – пасторальное настроение не позволяет им здесь быть… Эх, хорошо в горах кыргызских жить! Панорама жизни на джайлоо уместилась в нижней части картины. Здесь масштаб мельче, и, чтобы разглядеть, надо наклонится, присмотреться. И тогда можно увидеть благоденствующий народ: на лошадях и пешком, кочующий и уже оседлый; занятый делами, совместной трапезой, играми и досугом. Собрались на праздник, наблюдают за борьбой на конях – оодарыш. Приехала автолака, вокруг зелень, бродят отары овец. Хищников нет, а еда есть! Юрты, палатки и маленькие домики делают этот краешек земли еще уютнее. Великолепная соцреалистическая пастораль! В борьбе хорошего с еще лучшим идут творческие поиски национальной пластики! А это всегда эксперимент, иначе не бывает. А эксперименты бывают удачные – редко, и неудачные – часто. Что хотел сказать автор? Нечто слишком позитивное! Хотел угодить начальству? Мотивы бывают разные, а талант остается!


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.