Жанр
Тарыхый
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
81х81,7
Номери
9878-2485ж
Доскакали в дальний аил с великой Вестью! Провозглашается Советская Власть и ее первые декреты! Мир народам! Земля крестьянам! Фабрики рабочим! Стоит глашатай в центре площади, в шинели, в буденовке, с прокламацией в руке. Рядом товарищ держит красное знамя; отдыхают скакуны. Съехались мужчины, верхом на конях встретили дальние новости; за ними – пешие женщины. Поздняя осень в горах, а площадь накалилась, как горячая сковородка – оранжево-коричневая. Горы, и даже небо, в отблесках жары… Люди и постройки стали концентрическими кругами, идущими от центра, будто они радиоволны. Будто они намагнитились глобальными событиями. И только горы не подчинились новой круговерти; остались невозмутимой границей между маленьким миром и большим. Вдали окружности превратились в прямые линии облаков…. В Кыргызстане первыми советскую власть приняли шахтеры месторождения Сулюкта в ноябре 1917 года. Эта картина – обобщенный образ событий. В 80-е суровая романтика стала искусством развитого социализма, эффектные приемы – схемой. И величия картине придает … сухость. Колоритная констатация факта. И не имеют значения отдельные люди, их сомнения, надежды и тревоги. На этой картине их нет… Есть женщина, одетая, как и все, в белый платок, светлое платье, темную жилетку. Держит за руки ребенка. Остальные слились в однообразную массу. А они выделились… радиусом. Они и глашатай. И между ними связь. Ведь это… семья? Не случившаяся? Разделенная катаклизмами, судьбой, центром и концентрическими кругами! Так ли это? Слишком мало деталей. Еще меньше реальности. Такая трактовка отражает историю? В 80-е годы, казалось, что отражает.
(1942-1993)
Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.