Кыз-Куумай. Правая часть триптиха

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1972

Өлчөмү

57х62,5

Номери

11251-2795ж

Почти всю плоскость картины занимает фигура скакуна светлой масти. Он мирно щиплет траву. За ним видны всадники на старте: напряжение сохраняется! Но для одной пары соревнования уже закончились. Юноша в чапане стоит прямо, девушка слегка наклонила голову. Молчат… и так все ясно. Они давно тянулись друг к другу, а игра узаконила их взаимную симпатию. Судьба – это обрядовые игры. Обряды помогают жить достойно! … Сцена могла бы стать производственной темой, под названием: «Игры колхозников» или «Чабан и трактористка». Если бы не манера художника! Обобщенная, брутальная, дикая и необузданная. Это не благостные колхозники – они другие. Они настоящие, народные. Национальные по форме и совсем не социалистические по содержанию… Одноименный триптих автора большего размера приобрели в Собрание Союза Художников СССР. Чем привлекла их работа? Изображением прошлого народа? Который, несмотря на все тяжести дореволюционной жизни, тянется к свету? А свет несет коммунистическая партия? Или почувствовали выход? Прорыв в обновление дряхлеющей идеи? Детали отсутствуют, они бы только мешали понять художника! Он не писал прошлое – он писал вечное. Вечное – это не концертные номера, не опереточная косметика, не помпезный глянец. Вечное – это красота осмысленных узоров. Не сам утвержденный узор – красота его зарождения! Когда жизнеподобие на миг становится прекрасным уродством колючих диссонансов!


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.