Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, темпера
Түзүү күнү
1968
Өлчөмү
44,8х34,5
Номери
9581-2451ж
Светло-зеленый фон слишком активен! Он стремится рисовать солнечным светом! Но тени не тушуются, им помогают рефлексы, и они вместе энергичными и точными ударами кисти лепят лицо охрой прозрачной, беленной, светлой и темной; чуть добавляя оттенков красного, желтого, фиолетового. Каждый штрих, как в графике, обобщен и осознан. Не дописаны: черные волосы, шея, плечо и сиреневое платье. То есть, они дописаны и хорошо, но ровно настолько, насколько необходимо, чтобы не отвлекаться от главного. От глаз и бровей. Экспрессия в страстном взгляде, обращенном за рамки портрета. Внимание девочки приковало выступление акына? Или ее настораживает назойливость портретиста? Это строения лица? Или это дух? Ярость беззащитности, негодование слабости. О чем портрет? О тайне? Или о простоте? Непонятно! Так всегда бывает у талантливого художника. Одно можно сказать с уверенностью: появляется национальный характер. Девочка стоит прямо, отвернулась и напряглась. Художник не стал доделывать шею и ключицу. Обобщения только усиливают общее впечатление и именно такое понимание живописи позволяет считать эту работу законченным произведением искусства.
1933-1995
Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".