Размышление

Жанр

--

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1984

Размер

119,5х135

Номер

1018-417ж

По центру композиции стоит во весь рост женщина и смотрит прямо на зрителя. Она скрестила руки на груди, во взгляде вопрос. Одета в античный хитон, на голове косынка. Ось центра смещена влево. Чуть дальше стоит женщина постарше, в чапане и элечеке, протягивает руки к уходящим фигурам молодых мужчин. Это о разрушении семьи? Как в гениальной повести «Джамиля»! Только несколько карикатурно нарисовано. О разрушении традиций и нежелании детей жить по патриархальным лекалам? Как в гениальном фильме «Пастбище Бакая»! Но живописная картина не только об этом – она о разобщенности современного общества вообще! И не об этом тоже! Она о чем-то большем, неуловимом…. Женщина в традиционной одежде вопрошает к упитанным городским недорослям. А женщина в центре – это универсальный символ. Это равновесие, к которому надо стремится…, правда, не всегда получается…. В канун «перестройки» Республика оказалась в ситуации неопределенности. Жить как раньше не хотела, а по-новому не могла. И, когда окунаешься в атмосферу тех лет, понимаешь, что эта картина – адекватное отражение той реальности. Более того, ситуация неопределенности продолжается до сих пор. Долгое время символом нашей Независимости была женщина в античных нарядах. Добавилась проблема трудовой миграции. Теперь понятно, куда на самом деле бегут мужчины…. Живописные образы, созданные в середине 80-х годов прошлого века, актуальны до сих пор. Это символы, нашедшие свою форму и живущие своей собственной жизнью. Правда, от частого употребления, живые символы превращаются в карикатурные штампы.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).