Поэты

Жанр

Групповой портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1973

Размер

141х155

Номер

5857-1665ж

Искусствовед Ольга Попова пишет об этой работе так: «В … групповом портрете «Поэты. Посвящение» … художник передает психологическую глубину образов через сложно написанную живопись, само-погружение изображенных людей в мир своих мыслей, бережно сохраняя их тайну». Музей картину называл просто «Поэты», без посвящения…. В абстрактном пространстве стоят четыре поэта. Видно небо и облака. Один сложил руки на груди, другой с записной книжкой, третий держит в руке граненный стакан. Посвящение памяти ушедших поэтов? Это те, кто навсегда останется Поэтами сороковых. «Сороковые, роковые…». Трое из четверых легко узнаваемы – это Джоомарт Боконбаев (1910-1944), Алыкул Осмонов (1915-1950), Мидин Алыбаев (1917-1959). Логично предположить, что четвертый поэт, он стоит внизу со стаканом в руке, – Жусуп Турусбеков (1910-1944). Погиб на войне…. Но здесь я не уверен. Поэтов много и трудно сделать выбор, трудно объяснить свой выбор. Могут обвинить в субъективности…. Художник не расставлял поэтов по ранжиру, он сделал свое видение. Это субъективный образ и, конечно, авторское видение…. Эта самая скандальная картина художника. Согласно устным рассказам, вокруг нее велись нешуточные баталии. Не хотели выставлять. А в чем были претензии? Не гадая, можно определить – Поэты, Батыры, национальная гордость, изображены не так, как надо. Автор сделал смелый шаг. Провозгласил принципы непарадного портрета! Сейчас забытые, к сожалению. Гений создал свой мир, мир своих трактовок, формальных признаков и идеологии, отличной от общепризнанной. Без привычного пафоса. Его герои не широкоплечи, не стройны и не с ясным взором. Его герои пафосно убоги. Божественно убогие несут свою тайну.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).