Возрождение

Жанр

--

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1972

Размер

95х98

Номер

1647-5499ж

В ущелье, между горными хребтами, трое женщин осматривают только что родившегося ягненка. Колорит картины мрачный. Холодом веет от облачного неба с голубыми прогалинами и ледяных серо-голубых гор. Теплыми кажутся: темные фигуры в белых элечеках и земля, запорошенная снегом. Белая овца и белый ягненок будто излучают тепло. Крупные штрихи имитируют скалы. Своя фактура у неба, земли, фигур. Гладко написаны домашние животные. Горы как игрушечные, как декорация на театральной сцене. Композиция сделана очень условно. Это не реальный сюжет скотоводческих будней – это символ! Рождение ягненка – это символ Возрождения! Рождение новой жизни, среди холодной и голодной зимы. Это подвиг матерей и жен в трудные годы военного лихолетья…. Но почему лица у всех черные? Нет соцреалистической уверенности в победе? Нет повода для радости? Они удивляются тому, что это еще возможно? И почему сцена проходит в суровых условиях высокогорья? И тут возможна другая трактовка…. В 70-80-х годах прошлого столетия в живописи Кыргызстана трагедия 16 года находит своеобразное отражение. О запретной теме можно высказываться, но только иносказательно, намекая деталями…. Тогда все становится ясно. Это исход, по дороге в Китай. И в почерневших лицах трагедия народа. Потерявшие все отнимают у овцы ягненка. Но это не Возрождение! И агнец божий, и троица тут не при чем. Это наша мифология! Эта сцена Возрождения человеческого в изгнании! Когда рушится все – остается любовь к жизни! Остается человечность!


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).