Серый день

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Фанера, масло

Түзүү күнү

1968

Өлчөмү

70,5х99,5

Номери

5045-1580ж

Работа студента Художественного факультета Института Кинематографии (ВГИК, Москва). Но работа совсем не ученическая. Горный пейзаж больше похож на причудливое переплетение абстрактных узоров. Нет шаблонных эффектов и пошлых контрастов. Композиция демонстративно простая, пространство намеренно плоское, колорит нарочито блеклый. Есть акцентированное желание оторваться от видимости и прорваться в метафизику кыргызского пейзажа! Для достижения большего эффекта художник применяет технику «импасто», краску наносит густо, использует добавки, которые придают живописи фактурности. Художник стремится достичь материальности, физически ощутить субстанцию гор, холмов, неба, облаков. У него это не очень получается…. Такая живопись могла встретить осуждение у преподавателей и даже обвинения в бездарности. Но цели талантливого художника слишком высоки, а работа остается метафизической загадкой для запутанных мозгов. Нет ясности, нет простых решений, свидетельств ясной идеи. Импасто освоено, но для появления новой формы, новых композиционных решений, нужные новые смыслы. Новые импульсы художник найдет в повести Кубатбека Джусубалиева «Солнце не закончило свой автопортрет».


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).