Голова узбека

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, картон, масло

Дата создания

1974

Размер

49,3х34,8

Номер

6029-1794ж

Бородатый крестьянин в тюбетейке. Тяжелый взгляд из-под сросшихся бровей, сизые губы и устрашающие усы. Скорее всего, это эскиз киношного персонажа. А конкретно? Из какого проекта? Интересный вопрос…. Известно, что Сатар Айтиев работал художником на двух фильмах. Это «Гамлет Щигровского уезда» (1975 год, режиссер Валерий Рубинчик); и «Сочинение» (1970 год, режиссер Игорь Коловский). Но в этих российских проектах персонажей, похожих на узбека-земледельца, даже не предполагалось. Были эскизы к неосуществленному фильму по повести Кубатбека Джусубалиева «Солнце не закончило свой автопортрет». Но этот портрет явно не оттуда: другая тема и совсем другая стилистика. Возможно, это неутвержденный эскиз? Неиспользованный режиссером? Тогда, этот эскиз мог быть сделан к проекту «Седьмая пуля» 1972 года, режиссер Али Хамраев. Художником фильма был Вадим Добрин, хотя им вполне мог стать Сатар Айтиев. На киношедевре, снятом на братской киностудии «Узбекфильм», работала целая бригада из Кыргызстана: Суйменкул Чокморов! Талгат Нигматулин! Болот Бейшеналиев! … Возможно, художник не сработался с режиссером? Концепциями не сошлись? В художественной среде это нормальное явление. Исследования бесполезны: спросишь – не ответят. Ясно одно: были попытки работать по профессии, но попытки несерьезные. Художник тогда уже понимал, что его стихия – станковая живопись. Но эту работу нельзя считать станковой! В противном случае пришлось бы заподозрить автора в ксенофобии! А художник кино в СССР на любые каверзные вопросы мог смело ответить, что это «портрет басмача». И всем все стало бы ясно и понятно.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).