Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1975
Өлчөмү
110х90
Номери
6135-1855ж
Известный искусствовед Ольга Попова пишет об этой работе так: «В картине «Отец мой» …, отразившей тему Великой Отечественной войны, сюжетно-содержательный аспект также передается чисто ассоциативно: осиротевшие мать и сын сидят за низким круглым столиком, каждый по-своему переживая горечь утраты. Настроение печали создается образами старой женщины в элечеке, мальчика и, что весьма существенно для творчества Сатара Айтиева, характером живописного и колористического решения» …. Как легко было искусствоведам в СССР! И как трудно. Замечательным советским искусствоведам приходилось подчиняться шаблону. Невозможно было отойти от утвержденной сверху линии, не расматривались свободные ассоциации с реальными персонажами и реальными событиями…. Отец художника, Гапар Айтиев (1912-1984), первый профессиональный кыргызский живописец; Герой Социалистического Труда (1982); Народный художник СССР (1971); Лауреат Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова. Мамы не стало, когда ему было всего три года (по времени около 1916 года). Отец – бездомный батрак не мог дать сыну систематического образования. Гапар учился в интернате, сперва в Оше, потом во Фрунзе. Учился в художественном училище 1905 года в Москве. Воевал, долгое время работал председателем Союза Художников Кыргызстана. … Сцена полна загадок. Почему на круглом столике всего одна пиала? И старая женщина в элечеке, словно чужая. Она – призрачный гость? А сын на коленях протягивает ей руку? Может это буквально отец художника? Который всегда, при всех своих регалиях, грезил о родном доме, ... которго не было, и просил благословения у матери…, которой не помнит…. Молодого отца не отпускает прошлое, и он желает только одного – чтобы все было как у людей…. В сером окружении выделяется зеленый чайник гостеприимства и одежда городского жителя – бежевый халат-пальто, голубая водолазка, коричневые джинсы. Открытая южная веранда, дверь, окно. Идеальный образ родного дома. Переплелись ассоциации: отец-сын-внук, мама-бабушка. Художника тоже не отпускает прошлое, и он хочет его успокоить. Подсознание – вот «конек» живописного модернизма в Кыргызстане!
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).