Вечер

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1979

Размер

90х100

Номер

7873-2134ж

В конце 70-х в палитре автора появляются яркие оттенки: красный, желтый, синий, зеленый. Что это? Психологически это понятно: мрачная палитра декаданса начинает надоедать, однотонный нуар утомляет.... В знаменитых пейзажах Гапара Айтиева, отца Сатара Айтиева, гармонично сочетаются абстрактный верх и реальный низ. Этот контраст становится особенностью кыргызского пейзажа. В работах сына эта плодотворная линия продолжается, но по-другому. Сверху пестро-цветастый узор, отдалено напоминающий реальное небо. Горы и земля снизу тоже изображены условно. Это может быть все, что угодно. Это брутальная фактура, состоящая из камней и песчинок. Это глина, кожа, толстые ватные халаты. Чудовище с горбом, голова которого скрыта в тумане. Гротеск и театральность…. Отступает белый свет, состоящий из всех цветов радуги. Но этот анилиновый «светофор» совсем не похож на отсветы заходящего солнца. Так не бывает. Скорее всего, это наступают радужные огни ночного города. Наступают на природу, на горы. И современный ала кийиз – это пестрая мишура неоновых вывесок. Так еще никто не делал! Никто не сравнивал древний орнамент и световой рисунок ночного города. Выделяется одинокий валун слева, по композиционным законам он становится главным. Он очень маленький и одинокий, спрятался или заблудился, прислонился к склону и беззвучно плачет….


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).