Портрет

Жанр

Двойной портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1978

Размер

60х47

Номер

8245-2260ж

Две девушки, подруги, сестры, таинственно появляются из темноты. Черные копны волос, как, едва различимые, большие объемы. Одинаковые платья – изумрудно-зеленое и лазурно-синее. Одна бледная – другая смуглая, обе одинаково мечтательны, одинаково вглядываются в огромный мир. Он отражается в их испуганных глазах чернотой…. Еле уловимое движение влево. Та, что слева, наклонилась, удерживаясь, а та, что справа, надвинулась, захватывая все пространство. Девушки как будто танцуют и надеются на внимание. Трогательно и беззащитно. И главная ось работы – эта неустойчивая между ними диагональ. Почему? А почему работа названа портрет? Двойной портрет? Или это две ипостаси одного? Театральные маски? Нет здесь трагедии, нет и комедии. Это одно и то же! … Справедливо указывает Ольга Попова: «Этот мир близок миру музыкальных шкатулок и щелкунчиков, …». Это игрушечный, выдуманный мир, без трагедии, без комедии. Без сильных чувств, без сладких вдохновений. Время полунамеков. Застойная эпоха отнятой реальности. Что-то обозначилось – романтичное, прекрасное. Но неустойчивое должно стать ненастоящим, не различимым, растворится в огромном, чуждом, непонятном мире.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).