Память

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1982

Өлчөмү

71х90

Номери

9567-2445ж

Сидит на корточках девушка, рядом бьет копытом белый конь. Он будто возник из-под земли, нижней части не видно. А, скорее всего, это плод воображения одинокой городской девицы. Она смуглянка в летнем сиреневом платье на запах. Без платка. У нее модная прическа, обесцвеченная перекисью водорода... или палитрой художника? Она смотрит вдаль, в безбрежную глубину своего подсознания. Это картина-загадка и можно делать только предположения. Судя по названию, это память о далеких предках? Непохоже... О вечных архетипах? О жеребячьем первобытном инстинкте, спрятанном за условностями цивилизации? Память многое помнит. Застой превращался в старческий маразм. Но прямо говорить об этом было нельзя, да и не нужно. В парадигме модернизма: картина – это всегда неразгаданная загадка. В работах главных представителей кыргызского живописного модернизма – Сатара Айтиева, Амана Асранкулова, Джамбула Джумабаева – всегда присутствует невыразимое. В СССР они заложники чего-то, что едва проглядывает в картинах. Только намеком. В необычной фактуре, в диссонансных сочетаниях, в странных персонажах. Эти картины вызовут негодование одних, а «другие» поймут из какого источника льется этот сладкий яд декаданса.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).