Трио. Молодежь Киргизии

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1983

Өлчөмү

90х10,5

Номери

9895-2502ж

Это продолжение темы. И тема, как наваждение. Картина связана с событиями прошедшей эпохи, но несколько странным образом… В далеком 1984 году страна собиралась отметить 60-летие Советской Киргизии, Коммунистической партии и … Комсомола Кыргызстана! (годом начала процесса формирования Республики и всех ее властных структур «назначили» 1924 год). Предполагались масштабные празднества, речи, тосты, … выставки, показывающие достижения народного хозяйства и, конечно, о молодых. Художники должны были представить нечто новое, программное! Что-нибудь задорное, комсомольское! Надоело по старинке. Вспомним, к 50-летнему Юбилею Советской Киргизии, Коммунистической партии и Комсомола появился «Портрет современника». И через десятилетие – эта работа…. На пригорке трио. Одна девушка играет на темир комузе, другая на кыяке, а вот третья… Кажется, она держит в руках народный ударно-шумовой инструмент, деревянные чашечки или тарелочки. Карсылдак? Это вопрос…. По сюжету все вроде бы правильно, стиль монументально-декоративный, национальный по форме. Девушки не забывают традиции и славят современную жизнь. Но само изображение! Оно – странное! Эстетски-модные размытые узоры, отвлеченные концертные костюмы. Придуманные: земля, небо, облака. Свободная импровизация, пастозная техника, мелкозернистая фактура и примитивный рисунок. Зачем здесь примитивизм? Предает движение? Добавляет подлинности? Демонстративно примитивен. С вызовом! «Да, скифы – мы! Да, азиаты — мы, …». Скандала не было. Если и был, его быстро замяли, патриархальную воспитанность проявили. Талантливый искусствовед Ольга Попова умно написала о праве художника иметь «собственную формалистическую концепцию». Публика решила: «Художника пожалеть надо, он так видит, бедненький». Но желание скандала от художника-мажора невольно поведало о чем-то большем – современная молодежь примитивна!


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).