Жанр
--
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1981
Размер
89,8х100,2
Номер
8895-2368ж
Известный искусствовед Ольга Попова пишет об этой работе так: «Художник … образ человека упростил до схематического объемно трактованного знака, своеобразной марионетки с призрачной жизнью, протекающей в замкнутом пространстве-времени по своим микрокосмическим законам. Внешне статичные произведения С. Айтиева обладают качеством внутреннего движения, страстностью неясных мечтаний, выраженных, однако, четко сформулированной живописной системой». Девушки в призрачном микрокосмосе, в поле или на холме, на коричневой земле. Сверху облачное закатное небо. Похоже они играют в самолетики, и как на параде составляют заученные фигуры. Цвета платьев – желтый, синий, зеленый, красный. Это символы? Может, они кого-то ждут вечером? И подают с горы условные знаки, овеянные «страстностью неясных мечтаний» … Гротескность, театральность – это оценка, данная многими советскими искусствоведами экспериментам советских художников в годы застоя. В искусстве появляются убогие и симпатичные персонажи: деревенщина Василия Шукшина, городские чудики от Виктории Токаревой, комедии Эльдара Рязанова, Георгия Данелия и так далее… Но в данном случае симпатии не возникает. Убогость есть, а симпатии – нет! Чудовищные куколки. Это уже открытое издевательство над шаблонами соцреализма, как и в соц-арте, но более глубинное. Официальный концептуализм Советской Киргизии! Жаль, название вовремя не подобрали. Это можно было назвать «пугающий соцреализм». Напряжение в лицах и в фигурах, как на гениальных полотнах Семена Афанасьевича Чуйкова о Восстании 1916 года! … Это молодость Киргизии? Так и осталось это явление не изученным и не понятым.
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).