Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1970
Размер
48х68
Номер
5708-1696ж
Вот что пишет об этой замечательной работе известный искусствовед Джамал Уметалиева: «Среди всех автопортретов наиболее глубоким по идейно-художественному содержанию является автопортрет 1970 года… Художник как бы завершает им цикл автопортретов. Алтымыш как-то признался, что автопортреты обычно писал, когда чувствовал, что заканчивается определенный творческий или жизненный период. Действительно, этим автопортретом, самым лучшим, художник завершил творческий и жизненный путь. … Темно-красный фон в данном случае активно участвует в раскрытии индивидуальных черт портретируемого, придавая образу напряженность, …. Усталые глаза полны размышления. Открытый большой лоб свидетельствует о незаурядном уме художника». Удлиненный формат работы больше подходит для пейзажа, а в автопортрете сосредотачивает внимание на лице, руках, глазах. Колорит работы простой: красный фон, красная рубашка, все остальное оттенки черного. Этот автопортрет был написан всего через четыре года после автопортрета 1966 года. Закончился определенный творческий и жизненный период? Произошли разительные перемены? А возможно, в одном человеке всегда были два разных художника и два разных отношения к творчеству. Прикрыл лицо рукой, смотрит, скосив взгляд, напряженно и испытующе. Натура для художника – это косная материя, которую нужно побороть, преодолеть, переиграть. А нужно ли углубляться так далеко в философию? Сложные, можно сказать, гамлетовского уровня вопросы стоят перед автором.
(1930-1971)
Живописец. Родился 12 декабря 1930 года в селе Токолдош (ныне Свердловский район города Бишкек). В 1953 году окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1953-1970гг. преподавал во Фрунзенском художественном училище. С 1956 года-член Союза художников СССР. Вошёл в историю кыргызского искусства как портретист, создавший галерею портретов знатных тружеников республики, деятелей науки и искусства, в которых раскрывает различные судьбы и характеры своих современников. В лучших работах художник достигал не только портретного сходства, но и образного обобщения черт человека нашего времени. Усубалиев хорошо владел рисунком и композиционными средствами, а в ряде работ добивался и живописной выразительности формы. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Произведения Усубалиева хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств. Награждён медалью «За трудовое отличие» и Почётной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР.