22.06.2021 / 11:00

30.08.2021 / 17:00

«Поколений связующая нить»

Экспозиция посвящена творческой семье Александра Илларионовича Игнатьева, его супруги Асылбековой Диль-Афруз, дочери Диль-Фируз, и зятя Теодора Теодоровича Герцена. Александр Илларионович Игнатьев (1906-1998) народный художник Киргизской ССР, творчество которого неразрывно связано со становлением и развитием искусства 1930-1970-х годов в Кыргызстане. А.И. Игнатьев родился в маленьком уездном городке Валуйки Белгородской области, в семье кустаря жестянщика-кровельщика. Рисовать начал, рано, как и все дети, благо была возможность благодаря матери, приносящей каждое воскресенье с базара цветные карандаши и тетрадь для рисования, которая за неделю заполнялась рисунками. В 1930 году, по окончании Воронежского художественно-педагогического техникума, принимает предложение Наркомпроса Киргизской АССР приехать в город Фрунзе на работу в качестве преподавателя рисунка Киргизского педагогического техникума. Время стремительных преобразований в стране захватывало и побуждало молодого живописца на активную общественную и творческую жизнь в Киргизии. Он организует изокружок, а также драматический, хоровой, и струнный оркестр. Игнатьев - и руководитель, и участник кружков. Он прекрасно играл на пианино, сочинял музыку. Выпускники его драматической студии впоследствии стали актерами Киргизского драматического театра, а лучший из них Насыр Китаевич Китаев – Народным артистом Киргизской ССР. Помимо преподавательской и общественной деятельности Игнатьев начинает привыкать к новому для него пейзажу, много ездит, пишет этюды, изучает быт кыргызского народа. Знакомится с Чуйковым, который объединял живущих здесь художников для организации творческого союза и подготовки к первой художественной выставке, и сразу включился в работу. После открытия картинной галереи по поручению Правления Союза художников Игнатьев становится ее первым директором. Жизненный и творческий путь художника был долгим, интересным, насыщен большими достижениями. Диапазон его жанровых интересов охватывает почти все его виды: пейзаж, портрет, тематическая картина. Заинтересовавшись историей новой его родины А.И. Игнатьев писал картины, посвященные киргизскому восстанию 1916 года, жизни акына-демократа Токтогула Сатылганова, Великой Отечественной войне. В 1960-е годы наибольших успехов достиг в пейзажах, особенно – индустриальных. Лирик по дарованию, он увлекся темой активного воздействия человека на природу в строительстве Токтогульской ГЭС, летописцем которой от начала строительства и до ее завершения он был все годы и отразил ее в пейзажной серии этих лет. За цикл картин о «Токтогулке» художник был удостоен Государственной премии имени Токтогула. Игнатьев тонко чувствовал цвет, который для него являлся основным средством эмоциональной выразительности образа. Индустриальные полотна Игнатьева стали своеобразной художественной летописью новостроек, в которых красота края органично сочетается с правдивыми образами промышленной жизни страны. В эти же годы Игнатьев отказывается от тональной живописи и органично соединяет в своей живописи импрессионистические и пост импрессионистические принципы колористического мышления. В 1964 году Александр Илларионович стал основателем музея изобразительных искусств в Валуйках, ныне историко-художественный музей, получившего от него в дар не только его произведения, но и многие работы ведущих художников страны. Большую роль в жизни и творчестве художника играло его окружение, и, в первую очередь, семья. Молодой художник знакомится с юной танцовщицей ансамбля танца из Казахстана Диль-Афруз Асылбековой в 1930-е годы, которая стала спутницей всей его жизни. У Александра Илларионовича и Диль-Афруз Мухамедовны родились 2 детей: сын Искандер и дочь Диль-Фируз. Диль-Афруз Мухамедовна Асылбекова (1916-2000) родилась в ауле в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе в Белгороде и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Диль-Фируз Александровна Игнатьева (1937-2000), их дочь, одна из самых талантливых художниц нашей республики, она вошла в изобразительное искусство Кыргызстана как мастер натюрморта. После окончания Фрунзенского художественного училища, училась в Московском художественном училище «Памяти 1905 года». Знакомство с шедеврами мирового искусства в музеях Москвы и Ленинграда расширило прежние собственные знания об искусстве, помогло найти собственный живописный язык и манеру выражения в творчестве. Как живописец, Диль-Фируз Александровна достигла выдающихся успехов в жанре натюрморта, работала также в пейзажном, портретном и бытовом жанрах. Ее тончайшие по состоянию, изысканному колориту натюрморты и пейзажи обогатили кыргызское искусство. «Я всегда придавала огромное значение работе с натуры, пытаясь понять ее закономерности. Это значит, что не нужно пассивно копировать натуру. Можно работать по памяти, по собранному материалу, но толчком должна быть натура, впечатления, бережно сохраненные и обогащенные душевным теплом… Нужно любить то, что изображаешь, и доверять себе, своему чувству», - эти слова Диль-Фируз Александровны как нельзя лучше характеризуют ее и ее искусство. Весомый вклад в развитие графики и монументальной живописи Кыргызстана внес зять А.И. Игнатьева, муж Диль-Фируз Александровны – народный художник Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии им. Токтогула, действительный член республиканской Академии художеств, кавалер ордена «Данк» – Теодор Теодорович Герцен (1935–2003), имя которого широко известно в Кыргызстане и Германии. Выпускник факультета монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское) – он много работал по созданию художественно-эстетического облика общественных зданий столицы и областей Кыргызстана в многочисленных росписях, мозаиках, фресках в интерьерах и экстерьерах школ, театров, сельских клубов. В области графики центральное место в творчестве Т.Т. Герцена занимал цикл замечательных линогравюр к изданию эпоса «Манас», ставших итогом многолетней работы, изучением истории кыргызов, их духовной и материальной культуры, уходящей вглубь веков. Последние годы своей жизни художник не расставался с альбомом и пастельными карандашами. Им написаны сотни превосходных пейзажей, а также портретов и натюрмортов. И, даже уехав в Германию, будучи смертельно больным, писал пейзажи: «портреты» мест, где он вырос, где стал знаменитым, где был счастлив, несмотря ни на что. Выставка произведений художников одной семьи показала, что «нет предела совершенству»: все четверо неистово служили искусству, каждый посвятил жизнь, в прямом смысле, работе, созданию великолепных произведений.