Лето

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1983

Size

61х65

Number

941-392ж

Где-то на окраине поля, возле глиняного тандыра, юноша и девушка кушают жаренную кукурузу. Угли еще тлеют в печке, рядом черный кумган, остались дрова. Юноша в калпаке и босиком, девушка в красном платье. Ясно, солнечно, судя по теням – полдень. Скорее всего, август, но молодым не жарко. Доминирует охра светлая, вместе с охрой красной, они создают «жаренный» колорит. На светлом подмалевке прозрачные тени. Белилами написана теплого оттенка рубашка, обозначен холодный дым от костра. Дополняют огненную палитру узкая полоска синего неба и зеленые деревья под холмами…. Кажется, не только кукуруза поджарилась. Поджарились лето, земля, воздух! Поджарились юноша и девушка. А им не жарко, они – влюбленные! Советские художники умели видеть своеобразную поэзию в простой бесхитростной крестьянской жизни; умели ценить незатейливую романтику степной вольности…. Тема двоих – эта любимая тема кыргызских живописцев, вспомним: Гапара Айтиева «На окраине села» (1959), Александра Воронина «Уч-Курган» (1968). И здесь их тоже двое. Они, конечно, колхозники (а других в те времена и не было), но как здорово убежать от всех и побыть вдвоем. Своровать колхозную кукурузу, зажарить и съесть.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.