Табак нового урожая (Колхозники)

Genre

Групповой портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1980

Size

145,х121

Number

8502-2305ж

Под навесом сушатся листья табака. Здесь же за столом из ящиков, на стульях из ящиков, расположились колхозники. В центре сидит человек в черной шляпе и в костюме (возможно, агроном-технолог), готовит самодельные папиросы. Сидящий слева ждет своей очереди и дает ценные указания. Стоящий затянулся самокруткой, сложил руки на груди и замер на минутку, даже дыма не видно. Пробует аромат. Колхозники перед отправкой на табачную фабрику пробуют новый урожай и их оценка самая настоящая. Это неформальная оценка и импровизированная лаборатория. Колорит картины землистый, как и сам табак, как земля, на которой он вырос. Угадывается влияние картины Винсента Ван-Гога «Едоки картофеля». По цвету, фактуре, отдельным персонажам. Но смысл происходящего несколько иной. Колхозники сопротивляются отчуждению. Они не хотят быть винтиками. Они не кирпичики светлого будущего – это их жизнь, их работа, вкус ихнего табака, единственного и неповторимого. Вспоминаются рабочие из гениального фильма Отара Иоселиани «Листопад». Там виноделы, а здесь табаководы. Трудящиеся знают всему цену, не выпендриваются, строят, как могут, социализм. А почему они выглядят убого? Потому что колхозники? И вера в советскую власть подорвана? Рабочие и колхозники при любой власти работали, ценили профессию, марку держали, берегли достоинство и надеялись, что все это не зря. Выглядят они убого, зато души у них золотые, как листья табака нового урожая.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.