Genre
Пейзаж
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1986
Size
79х114
Number
10506-2627ж
Великолепная игра контрастов левой и правой сторон. Слева – освещенный край стога сена. В его тени отдыхает мужчина, снял рубашку, сделал себе навес и любуется пейзажем. Справа – освещенная фигура женщины, она работает вилами. За ней второй стог сена, уходящий за край картины. Второй в тени первого. Мужчина отдыхает, а женщина работает. Хотел ли художник показать гендерное неравенство? Вряд ли. Женскую активность на колхозной работе? Может быть. Женщины больше верили начальству и были более дисциплинированны? Очень может быть. Может женщина доделывает свой индивидуальный наказ? Повышенные обязательства? Или не хочет сидеть рядом с мужчиной? Хочет двигаться, рабочий день еще не закончился. Кажется, что художника это не интересует. Он занят интересными чередованиями: светлое на темном, темное на светлом. Сено убирают сверху, в горах. Два стога – раздвигающийся занавес, уходящий за края картины. Внизу, на сцене – горная долина. Перед занавесом женщина в голубом платье и платке. Она – выпуклая на свету, материальная. Мужчина за занавесом – темный и однотонный. Она – голубые горы и небо, он – земля и темное селение. Она – трудяга и активистка! Он – созерцатель и сачок. Двое и производство. Частая тема в живописи Кыргызстана. Но здесь нет лирики, характерной для 60-70-х. Здесь просто двое. Взаимодействуют, как объекты композиции, но нет между ними духовного единения. Не Джамиля и Данияр. И никогда ими не станут. Вдвоем они здесь оказались, потому что в этот летний день, на этой работе, на этом холме, их свел колхоз. Коллективная отчужденность – модернистская тема!
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.