Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1978
Өлчөмү
100х160
Номери
7582-2106ж
Ближние облака и тень от дальних облаков (они нам не видны) образуют узоры. По небу и по склонам переливаются оттенки голубого, белого, зеленого и синего, охры и коричневого. Реальность и абстракция соединились и явили миру неземную красоту! Глаз не оторвать и вдруг… такое! Люди на земле, в тени облаков, написаны в соцреалистическом духе! На ярком солнце белыми пятнышками – домики и отара; желтые поля и лошадь вся в рефлексах красной охрою. Производственная тема! И стилевой диссонанс! Зачем художник в одной работе смешал красоту абстракции и убогий соцреализм? Что хотел этим сказать? Человек живет на земле, а душа его расцветает на небе? Или просто в рамках господствующего стиля пририсовал, как чабан передает опыт молодым? Рассказывает о методах увеличения поголовья мелкого рогатого скота. А как иначе изобразить людей? Как идеал? А какой он – идеал? Пока получилось не очень красиво: чабан в черном костюме, перед ним девушка в белой кофте и юноша в желтой футболке. Изображены эскизно и не смотрят вверх. Эффектных рефлексов нет, а фигура чабана несоразмерна и выпирает. А может это постмодернистский коллаж? Небо, горы – это одно, а земля – другое? И оценить их можно только на контрасте? Горы мы оценили… А вот люди гор – они, конечно же, не небожители. Но что-то божественно-комедийное во всем этом есть.
1933-1995
Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".