Кыргызские узоры

Genre

Бытовой

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1986-1987

Size

90х100

Number

11296-2807ж

В 70-х годах XX века художник меняет палитру. Меньше землистых цветов, охры – больше анилиновых оттенков, открытых, прозрачных. Рисунок упрощается: быстрая гибкая линия, своенравные точки и пятна. Больше абстракции и узоров. Такая техника лучше передает образ современной жизни. Художник работает быстро, успевая сниматься в фильмах, и этот бешенный темп определил новый метод – а-ля прима, в одно движение. В 80-е наблюдается возврат к более реалистичной трактовке действительности. Возврат к традиционным темам. Женщины в юрте прядут шерстяную пряжу на веретене (ийик). Еще две женщины беседуют на заднем плане. А вокруг царствует калейдоскоп национальных узоров и цветов. Нет привычного соцреалистического сюжета. Художник не утруждает себя нахождением новых смыслов. Кажется, что зритель находится в магазине сувениров.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.