Genre
-
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1989
Size
119,5х140
Number
11733-2931ж
Интерьер конца века девятнадцатого. Стиль модерн, богато декорированный; анфиладные пространства украшают античные скульптуры. Двери открываются в перспективу и впускают во внутренние покои свет. Аляповато, безвкусно, провинция. Декор, особенно ромбы – произвол автора. У советского человека смешалось все: дворянское гнездо с вишневым садом, и десять негритят, которых догоняет собака Баскервилей… Любовный треугольник: муж, жена, и третий лишний. А может, это просто слуга дожидается? Тогда совсем скучно становится. Ребенок играет с охотничьей собакой. Интерьер изобилует деталями, а персонажи – силуэты, сотканные прихотливыми кружевами света. Контраст статики интерьера и динамики вибрирующих черточек. Интересное сочетание… Но в 1989 актуально другое! В СССР «перестройка», а в Кыргызстане – «Новая волна»! В новых веяниях засветились, и Сатар Айтиев, и Джамбул Джумабаев. Но советский модернист не хочет связываться с живописными новшествами; понимает, что надо что-то менять и чувствует, что все будет натяжкой. Раньше было проще – не было свободы, и станковист уходил: в дизайн, в книжную иллюстрацию, в театр. Настало время, когда все можно, и оказалось, что таланту – ничего нельзя. Ничего не получится, кроме чернухи. Уходит парадигма советского кыргызского живописного модернизма. А другой – нет. У честных художников другая быстро не появляется. И все равно надо что-то делать. А что? Непонятно! Состояние неопределенности в предчувствии эпохи перемен… Возможно, это сценография конкретного спектакля, тогда все вышесказанное не в счет. Вот как одно слово меняет восприятие!
1946
Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.