Солнце

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1977

Size

150х200

Number

14368-3295ж

Солнце восходит и озаряет своими лучами собравшихся. Свет падает на часть холма, на некоторые лица и фигуры. Слева угадывается конь, мужчина в тебетее; в центре – группа людей; справа – женщины в элечеках, кобыла с жеребенком. Все они возникают, как будто из воспоминаний. Кто-то на свету, кто-то в тени. Но как таковой тени нет – все в светлых рефлексах, в оттенках красного с небольшими включениями белил и коричневого. Вспоминается повесть Кубатбека Джусубалиева «Солнце не закончило свой автопортрет» (1967). По мнению живописца – солнце принесло свет! И тепло! Не могло не принести – это же солнце! Подразумевается полемика с работами Сатара Айтиева: «Посвящение» (1972), «Поэты» (1973). Сатар жестче, его любимая тема – тема безысходности… Произведение искусства можно рассматривать по-разному. Можно сказать, что это красное солнце социалистической революции разбудило людей от многовекового сна средневековья; что это Возрождение после холодной зимы 1916 года! А возможно, это весенний День Победы в Великой Отечественной войне 1945! Трактовать можно по-разному и все это будет значимо, как исследование. Но о чем эта картина конкретно? Непонятно! Отсутствие конкретного адреса станет слабостью кыргызского советского модернизма… Погодите. А может, это так видится из нашего времени? А тогда, намекать на события 16 года – это было конкретно смело! Получается, чтобы оценить эту талантливую работу, нужно полностью погрузиться в ее время! А возможно ли это? И нужно ли это? Этот художественный опыт сейчас не нужен. И говорить птичьим языком уже не требуется. Сегодня художникам нужно высказываться прямо и по существу! … Нужно отложить на будущее разбор этой прекрасной работы, которая говорит намеками о многом и … ни о чем!


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.