Genre
Портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Картон, масло
Date of creation
1975
Size
50х35,4
Number
6529-1939ж
Известный искусствовед Ольга Попова об этой работе написала так: «Пространственные задачи решает художник и в картине «Девочка в юрте» (1975). Работа выполнена эскизно, объемы в ней вылеплены без деталировки, цветовые отношения взяты обобщенно». В юрте у порога сидит девочка, поджав под себя ноги. На ней бледно-розовое платье, бледно-желтая косынка, бледно-голубой пиджачок. Доминирует охра, с ней спорят бледно-зеленые и бледно-голубые. В проеме видны небо, горы, холмы, предгорья и речка. Если бы не название, можно было бы решить, что изображен интерьер домика в горах: слишком ровный косяк, слишком прямой угол. Чем девочка заинтересовала художника? Это не знаменитая «Дочь Советской Киргизии», не герой и не символ. Автор понимает: не имеет смысла оживлять идеалы прошедшей эпохи. Не все поедут учиться в Москву, не все станут академиками, как Алтынай из повести Чынгыза Айтматова «Первый учитель». Эта девочка тихая, скромная, не смелая, не боевая. Приоделась, позирует, ворот платья широковат для тонкой шеи; пиджак по случаю вынут из сундучка, где сложена «парадная» крестьянская одежда вперемежку с нафталином. Художник не зря вписал в композицию бушующую речку. Талант ничего просто так не делает. Он хочет сказать, что эта девочка, как эта речка: собирается маленькими капельками, становится скромным ручейком, немного погремит по ущельям и потом разольется благодатной полноводной рекой по цветущей долине! И ее течение будет неудержимо! Но пока она сидит тихо, и даже не догадывается какая энергия таится в ней и именно этим и интересна! Неосуществленными возможностями! Она как народ, который не демонстрирует по пустякам свою духовную мощь и проявляет ее только в годы испытаний. А пока смущается и робеет.
1946
Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.