Мать за работой

Genre

Портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1980

Size

69,5х49,5

Number

823-334ж

Мать художника сидит на низенькой скамейке возле стены и вручную готовит шерстяную пряжу. Эту картину можно было бы описать так: «На этюде изображена сельская мастерица. Одежда и окружающие предметы написаны обобщено и главное – это лицо, где сияют простота, доброта, порядочность. Каждый живописный мазок – это гимн женщине, ее труду, ее заботе о детях и внуках…». Но, кажется, сын не любит сентиментальничать, и его больше интересует фиолетовый чапан и оранжевые узоры на платке. Это сочетание доминирует над остальными цветами и сосредотачивает внимание на лице матери, «где сияют простота, доброта, порядочность» … С цветочным узором на платке все ясно. Но откуда появился фиолетовый чапан? Такая мода была? Не было такой моды. Мама приоделась для портрета? Непохоже. Знаменитый сын сделал подарок? Это тоже вряд ли. И совсем нелепым выглядит предположение, что художник использовал фиолетовый, чтобы сосредоточить внимание на лице матери… И советская швейная промышленность таких чапанов не выпускала. Скорее всего, кусок материи не пригодился и его спрятали в сундук. И, когда пришло время сшить маме чапан (судя по всему, это было давно), использовали именно его. Зачем покупать новую ткань? Ну и что, что по цвету не подходит. Детям и внукам не нравится, а мне сойдет. Не пропадать же добру… Ее дети станут эстетами, а внуки либералами. Эстеты будут снисходительно посмеиваться, а либералы недоумевать: их будет смущать фиолетовый, который, и на самом деле, хорошо сосредотачивает внимание на сияющем лице матери.


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".